IMG_20200119_083817

С Крещением Господним!

Во Иорда́некреща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́ическоеяви́сяпоклоне́ние:/ Роди́телевбо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнагоТяСы́наимену́я,/ и Дух в ви́деголуби́не,/ изве́ствовашесловесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.
При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!

Здравствуйте!
С Крещением Господним!
С праздником Богоявления! Бога Явления на землю, в воду, наполненную грехами человеческими. Господь принимает Крещение, и несет Крест из земного ада в Царствие Небесное, показывая нам всем дорогу спасения через покаяние и любовь к ближним.
Хочется, чтобы с годами, поздравляя друг друга с Крещением, с Богоявлением, радость переполняла наши сердца, и слезы веры и радости, во время освящения воды, очищали и освещали наши души.
Хочется, чтобы немножко того светлого и радостного, и звонкого праздника, какой был в старину, вернулось и к нам:
«…на Крещение Господне народ никак не мог вместиться в храм: и большая часть, тысяч пять-шесть, терпеливо стояла во дворе в ожидании освящения воды… Какая требовалась вера! Какое Христоподобное смирение! Какое терпение! Стояли по три-четыре часа!»
( из воспоминаний Митрополита Вениамина Федченкова)
«После молитвы священник трижды погрузил золотой крест в воду, и в это время запели снегом и ветром дышащий богоявленский тропарь « Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, тройческоеявися поклонение», и всех окропляли освященной водою.
От ледяных капель, упавших на мое лицо, мне казалось, что теперь наступит большое ненародованное счастье, и все будет по-хорошему, как в день Ангела…
Подходили к ушату за святой водой. Вода звенела , и вспоминалась весна….
хорошо бы сейчас побежать по снегу к реке и послушать, как запоет полнощная вода…»
(Крещение. Василий Никифоров-Волгин)

Удивительно. Все вспоминают праздники с такой радостью, с таким теплом в лютые морозы: и поющая вода, и звонкая капля, и трех-четырех часовые очереди на морозе с бутылочками за крещенской водой, за той, которую Господь коснулся –все это солнечной любовью отразилось в сердцах верующих.

У нас тоже праздник прошел радостно.
Конечно, не было в этом году морозов, и во время купания, выныривая, головой не ломали быстро образованную корочку льда, и зеленая трава, и бобры с удочками вдоль реки – ничего и никто не смогли помешать радости переполняющей души и тела наши, состоящие в Крещенские дни на все 95% из воды!
Вода такая вкусная! Ледяная! Сладкая!
Вода! – одно из главных чудес Божиих.
Помните, из книги Бытия:
«В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.»
Сотворил Бог Небо и Землю, а вода уже была! Дух Божий носился над водою!
Я только в этом году задумался над этим чудом божиим – водою!
Какие молодцы ученые, все нам разъяснили! А главное, как это читается легко и понятно: вода есть оксид водорода, что может быть яснее? Идем дальше. А тут еще понятнее: бинарное неорганическое соединение с химической формулой H2O. Яснее же ясного дня! H2O! Наливай и пей!
А дальше то как интересно: молекула воды состоит из двух атомов водорода (два атома газа водорода) и одного атома кислорода (газа). Соединились атомы газов ковалентной связью, и при нормальных условиях, их соединение представляет собой прозрачную жидкость!
Почему я никогда раньше не думал об этом – не скажу. Зачем. Ведь воды много, она окружает нас всюду, кроме пустыни… И совсем не собирался делать воду в домашних условиях из газов.
А вот сын лорда, Генрих Кавендиш, оказался любознательнее меня.
В 1783 г, увлеченный познанием Божьего мира, в своей Кембриджской лаборатории работал с недавно открытым «жизненным воздухом» — так называли кислород, и «горючим воздухом» (водород). Он смешивал один объем «жизненного воздуха» с двумя объемами «горючего воздуха» и!!! Внимание: пропускал через эту смесь электрический разряд!
Смесь вспыхивала, и стенки колбы покрывались капельками жидкости. Исследуя жидкость, ученый пришел к выводу, что это чистая вода!
Это был первый ученый, который неимоверным трудом, с Божьей помощью, получил капельку чистой воды.
Через четыре года «горючий воздух» назовут водородом, то есть – рождающий воду. А еще через восемь лет установят формулу воды, так хорошо нам известную, но в этой формуле не нашлось места третьему, важному участнику – электрическому разряду, без которого, смешанные газы остаются газами.
Третий, без которого нет воды.
Так Господь, через Генриха Кавендиша приоткрыл нам состав воды, а до этого вода считалась отдельным, неделимым веществом.
А сегодня ученые желают знать: почему меняется структура воды после ее освещения? И чего только не придумывают, и наверно, опыты проводят, стараются объяснить это замудренными словами, но зачем?
Когда наш милостивый Господь, создал весь этот мир в своей бездонной пробирке: соединил водород и кислород, и дал электрический разряд…
Наполнил землю водой, человека и всю живность, и всех рыб и животных – всех сотворил и соединил с водой так, что без воды мы «и не туды, и не сюды».
Вода – жизнь земли и всего земного.
УА.Твардовского, герой Теркин попадает на «тот свет», и просится в баньку:
«Баня? С радостью туда.
Баня – это значит
перво-наперво – вода.
— Нет воды горячей.
— Ясно! Тот и этот свет
В данном пункте схожи.
И холодной тоже нет?
— Нету, душ безводный».

А у нас есть вода, освященная Духом Святым, касанием Господа!
Два дня в году, во всех Православных храмах видим и радуемся, тому, сколько людей желают жить!
Жить здоровыми телесно. Многотысячные проруби, источники освящаются и вода, холодная, жгучая, кусучая, разбуженная Святым Духом, ошпаривает тело, так сжимает голову, будто хочет соединить левый глаз с правым.
И в этот момент человек ни о чем не думает, и часто просто выкрикивает:
«Аааа, хорошо, Господи! Слава тебе, Господи!» и переминаясь в с ноги на ногу, спешно вытирает волосы-сосульки, и одеваясь кричит следующему смельчаку:
«С головой, с головой давай. Вся глупость в ней прячется».
Красота! Вот маленький эпизод из рассказа о Крещение Господнем, Митрополита Вениамина Федченкова:
«Боже! Сколько у нас, верующих, красоты и смысла! Не хочу я забыть и еще одного небывалого обычая. Несмотря на лютый мороз и холодную, обжигающую воду, ежегодно находились люди, которые (предварительно раздевшись и накрывшись только верхней одеждой) после «Во Иордане»бросались в ледяную воду, откуда их вытягивали на снег и одевали. Иные бывали больными и хотели получить исцеления, как расслабленный в течение тридцати восьми лет при Овечей Купели, исцеленный словом Господним (Ин.5,2 – 15)… Другие же хотели омыть свои грехи, особенно же хотели очиститься от святочных гаданий и греховных масок, что православные ( и справедливо) считали «нечистым», демонским делом. Но эти купания были не всегда. А у греков в этот день был другой обычай: после освящения бросали крест в море – и несколько человек кидались за ним; и кто находил крест, тому давали вознаграждение».

Ух, русский человек: и гадает, и ныряет, и все с верой и надеждой!
Купания нашего времени хорошо описал Георгий Северцев-Полилов в рассказе «Иордан» в 1904 году.
« Часть народа пошла за ним (Крестным ходом в храм), но многие, в большинстве мужчины, продолжали тесниться около Иордани, черпая воду привезенною из дому посудиной.
— Ну, братцы, — послышался голос Никиты, — Задарма, что ль, я, для вас Иордан –то строил?
Толпа внимательно прислушалась.
— Кто наряжался, кто на рожу одевал маску, — продолжал Никита, — беса скаканием тешил, все лезьте во Иордан искупаться. Всю пакость крещенная вода очищает.
многие из присутствующих стали торопливо разуваться.
— Чего ноги-то мочить, скидывай всю одежу! – кричал Никита. – Весь омойся.
Еще с большим неудовольствием стали раздеваться «грешники».
… Один за другим прыгали в начинающую снова замерзать воду голые «грешники», окунались в ней раз, быстро выскакивали с посиневшим и перекосившимся от холода лицом из этой импровизированной очистительной купели, кое-как натягивали на себя оледеневшими руками тулупы и что есть мочи бежали к береговому трактиру».

Да, и сейчас многие из проруби бегут к «привезенному с собой трактиру». Вот только есть между теми мужиками дореволюционной России и нашего времени одно главное отличие: вера! Те с верой, после Литургии, Крестным ходом… Благоговейно черпали воду и пили, пили из реки, а сегодня – многие для «я молодец» заходят в холодный русский Иордан.
На Руси народ всегда трепетно относился к воде: матушка река Волга; батюшка Енисей; красавица Нева.
А сколько сказок, поговорок, пословиц про воду:
Пей воду, вода не смутит ума;
Что за беда, коли пьется вода;
Всяк несет уста где чиста вода;
Чистая вода, для хвори беда.
Да, именно за чистой водой, какой может быть только освященная вода, идут люди.
Они заходили в храм, многие терялись, не знали, как себя вести, оглядывались, находили глазами место раздачи воды, и, доставая посуду, вставали в очередь, стараясь уточнить: а воды еще много? Побаиваясь оказаться на Великом Водосвятном молебне.
А мы, раздающие святую воду — это бесценное богатство, просим, чтобы каждого, кто в эти Святые дни вошел в храм, — Господь коснулся их сердец, поселил в них радость и краски радуги. Чтобы они с каждым глотком чистой воды, свои восторженные глаза устремляли в Небо, и шептали:
— Слава Богу!

А за окном идет снег, белый, пушистый. Каждая снежинка сама себе актриса.
Тепло, хоть гамак к проводам вешай да почивай на улице, но… Безветрие. Качать гамак некому. Белопузая сорока дразнит собаку. Мальчишка метит в сороку снежок. Мир живет!
Как же хорошо, Господи!
Слава тебе, Господи, показавшему и показывающему нам мир, Тобой сотворенный для нас!

Храни вас всех Господь и Матерь Божия!

Всегда ваш,
Владимир Капля — Наливайкин